Проблема 1. Профильное обучение. Сейчас большинство учеников
заинтересованные в изучении только избранных ими предметов. Именно поэтому
такими популярными стали всяческие техникумы, гимназии, лицее и колежі - в
большинстве из них обучения осуществляется за профильными направлениями. Хотя
очень часто все эти уклоны являются делом сугубо декларативной, а на практике
оказывается, что физмат отличается от филологической группы аж одним часом
алгебры. И даже в школах и лицеях, которые являются образцами профильного
обучения в Украине, не все так хорошо. Так как совсем отступить от школьной
программы нельзя, а рабочие недели не резиновые, вот и заполняют наши
драгоценные академические часы вещами обязательными, и не всегда нужными. Вот
только остается непонятным, зачем ученику, который собирается вступать на
экономический факультет, знать точную дату Кайнечукайнеджирського мирного
договора.
Проблема 2. Внешнее тестирование. Чем-то эта проблема связана с предыдущей.
Собственно, ученике совсем не против самой концепции внешнего тестирования, -
беспокоят слуха о наполнении работ. Страшно даже подумать, что будет, если все
будут писать одинаковые тесты - несмотря на способности, наклоны, уклоны и
профили... Ну как филолог будет выполнять работу из математики, которую изучает
за сокращенной программой, без деления на алгебру и геометрию? Если Украина
хочет иметь образование европейского уровня, то нужно помнить, что в Европе
прежде всего - интересы людей.
Проблема 3. Введение. Для старшеклассников эта проблема важнейшая, ведь
именно от успешной (или не очень) вступительной кампании зависит, без
преувеличений, их будущее. И хотя президент Ющенко заявил, что коррупцию в
высших учебных заведениях будет преодолено, поверить в возможность честных и
прозрачных вступительных испытаний нелегко. Мы уже прислушивались и о ценах
вступления на госбюджет, и о стоимости нужного варианту тестирования за неделю
к экзамену да и о самом ходе вступительных испытаний. О хитрых правилах подачи
на апелляцию и о том, как, прежде чем выставить оценку, экзаменатор внимательно
сверяется с некоторым подозрительным списком. Чего хотят ученики? Это очень
просто: справедливых соревнований.
Конечно, проблем в украинском образовании еще очень много. Это и учебники,
рекомендованные Министерством образования, с ошибками на каждой странице. А
чего только достойная двенадцатилетняя система обучения? Интересно в нас, между
прочим, выходит. Сначала было десять классов, и всем было хорошо. Но
образование сделали одиннадцатилетней (тогда при таинственных обстоятельствах
исчез четвертый класс). А вот теперь - аж двенадцать классов... Проблемы, их
много, они разные. Вот только причина их, как мне кажется, одна:
образовательные законы выдают теоретики, которые некогда не имели дела с живыми
детьми.
|