Пятница, 17.05.2024, 02:48
Нижегородская школа №180
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Мои статьи [110]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
    фівфів
Главная » Статьи » Мои статьи

Рассмотрим главные принципы Болонського процесса
Рассмотрим главные принципы Болонського процесса и соответствие высшего образования Украины его требованиям учитывая перспективу интеграции нашей системы в европейское образовательное и научное пространство.
Содержание и главные слогу Болонського процесса
Интеграционный процесс в науке и образовании имеет две слогу: формирование содружества ведущих европейских университетов под эгидой документа, названного Большой хартией университетов (Magna Charta Universitatum), и объединение национальных систем образования и науки в европейское пространство с едиными требованиями, критериями и стандартами. Главная цель этого процесса - консолидация усилий научной и просвещенской общественности и правительств стран Европы для важного повышения конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении (например, на протяжении последних 15-20 лет она значительно уступает американской системе), а также для повышения роли этой системы в общественных преобразованиях. Болонський процесс имел свою предысторию, которая заключается в разработке и подписании представителями стран Европы Лиссабонской конвенции (1997г.) о признании квалификаций для системы высшего образования европейского региона и Сорбоннської декларации (Париж, Сорбонна, 1998 г.) относительно согласования структуры системы высшего образования в Европе. Сам же Болонський процесс на уровне государств было начато 19 июня 1999 года в Болоньи (Италия) подписанием 29 министрами образования от лица своих правительств документа, который назвали «Болонська декларация». Этим актом страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В пределах этого пространства должны действовать единые требования к признанию дипломов об образовании, трудоустройстве и мобильности граждан, которая существенным образом повысит конкурентоспособность европейского рынка работы и образовательных услуг. Собственно, этим документом были задекларированы принятия общей системы сравнительных освітньо-кваліфікаційних уровней, в частности через утверждение дополнения к диплому; внедрение во всех странах двух циклов обучения за формулой 3 + 2, при этом первый, бакалаврский цикл должен длиться не меньше трех лет, а второй, магистерский - не меньше двух лет, и они должны восприниматься на европейском рынке работы в самый раз как образовательные и квалификационные уровни; создание систем кредитов согласно европейской системе трансфера оценок, включительно с постоянным обучением; содействие европейскому сотрудничеству относительно обеспечения качества образования, разработка сравнительных критериев и методов оценки качества; устранение препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах определенного пространства.
Следующий этап Болонського процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представители 33 стран Европы подписали Пражское коммюнике. Главные решения этого саммита такие: страны снова подтвердили свою позицию относительно целей, определенных Болонською декларацией; участники высоко оценили активное участие в процессе Европейской ассоциации университетов (EUA) и национальных студенческих союзов Европы (ESIB); они отметили конструктивную помощь со стороны Европейской комиссии и высказали свои замечания относительно дальнейшего процесса, принимая во внимание разные цели Болонської декларации.
На саммите были выделены важные элементы Европейского пространства высшего образования, а именно: постоянное обучение на протяжении всему жизнь; мотивированное привлечение студентов к обучению; содействие повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования для других регионов мира (в частности, аспекты транснационального образования).
Третий этап Болонського процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003 года, где было подписано соответствующее коммюнике. Принципиально новое решение Берлинского саммита - распространение общеевропейских требований и стандартов уже и на докторские степени. Установлено, что в странах - участницах Болонського процесса - должны быть один докторская степень - «доктор философии» в соответствующих сферах знаний (естественные науки, соціогуманітарні, экономические и др.). Была предложена формула трехстепенного образования ( 3-5-8), согласно которому не меньше трех лет отводится для получения уровня “бакалавр”, не меньше 5 лет - для получения уровня “магистр” и не меньше 8 лет для получения ученого степени “доктор философии”. Важно, что освітньо-кваліфікаційні равные и ученая степень рассматриваются как слогу целостной системы образования человека. Акцентировано внимание на потребности оказывать содействие европейскому пространству высшего образования. Было уделено особое внимание важности контроля и соблюдение европейских стандартов качества образования на всем пространстве. Эти стандарты в Европе разрабатывает и поддерживает известная международная организация, которая имеет название “Европейская сеть из гарантирования качества (European Network Quality Assurance - ENQA)”. Разработаны дополнительные модули, курсы и учебные планы с европейским содержанием, соответствующей ориентацией и организацией. Сделано ударение на важной роли, которую должны отыгрывать высшие учебные заведения, чтобы сделать реальностью обучения на протяжении всего жизнь. Указано, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности - две взаимосвязанные части сообщества знаний. Важно, что с учетом этих новых решений к Болонської содружества вместе с другими шестью странами было принято и Россию (итак, к Болонського процесса сегодня входят 40 стран Европы). Понятно, что учитывая глубокие традиции русского образования и науки Российской Федерации будет непросто отказаться от многих преимуществ своей системы, например от двух ученых степеней, в перспективе - от Высшей аттестационной комиссии как государственного органа контроля по стандарту научных степеней и др.
Четвертый саммит Болонського процесс запланирован провести 19-20 мая 2005 года в Бергене (Норвегия).
Итак, Болонський процесс - это процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы, измени образовательных программ и нужных институционных преобразований в высших учебных заведениях Европы. Его целью являются создания до 2010 года европейского научного и образовательного пространства ради повышения способности випускни 7-09-2006шення мобильности граждан на европейском рынке работы, поднятие конкурентоспособности европейской высшей школы. Для достижения этой цели было предложено принять удобные и понятные градации дипломов, степеней и квалификаций; ввести в своей основе двухстепенную структуру высшего образования; ввести взаємовизнаний на европейскому просторные ученая степень доктора философии; использовать единую систему кредитных единиц (систему ECTS - European Community Course Credit Transfer System), которую еще называют системой кредитных единиц, системой кредитных зачетов, системой кредитных уровней, системой зачетных единиц, кредитной системой взаємовизнання и т.п.; ввести унифицированные и взаимно признанные на европейскому просторные дополнения к диплому; нарабатывать, поддерживать и развивать европейские стандарты качества с применением сравнительных критериев, механизмов и методов их оценки согласно требованиям ENQA; отстранить имеющиеся преграды для расширения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев высшей школы.
На всех этапах Болонського процесса было провозглашениный, что этот процесс добровольный; полисубъектный; такой, что основывается на ценностях европейского образования и культуры; такой, что не нивелирует национальные особенности образовательных систем разных стран Европы; багатоваріантний; гибкий; открытый; постепенный.
Но не следует идеализировать Болонський процесс. Он неравномерный, противоречивый, сложный. Его целые еще очень гипотетические. Как присоединение к этому процессу, так и неприсоединению имеют свои преимущества и риски. Впрочем, с учетом всех «за» и «против» для стран, которые стремятся к экономическому и общественному развитию и, в конце концов, вступление в Европейский Союз (ЕС), альтернативы Болонському процессу нет. Мы уже значительно опаздываем относительно этого.
И чем больше зволікатимемо с решительными шагами, тем более тяжелым для нас будет вступление в Болонської содружества. Если на учредительной конференции в Болоньи 1999 года к первый 29 странам почти не выдвигали существенных требований, то уже на Пражском саммите 2001 года к следующим четырех кандидатов они были довольно серьезными, а семь стран, которые входили в Болонської содружества на Берлинском саммите 2003 pоку, вынуждены были выдержать настоящее испытание. Бесспорно, вступление в это содружество следующих стран на Бергенському саммите 2005 года будет очень сложным.
Для того, чтобы вступить к Болонської содружества и, главное, стать ее полноправным членом, Украине треба будет пойти на существенные превращения в системе высшего образования и науки. Важнейшее при этом провести основательный сравнительный анализ отечественной системы науки и образования по европейской (за болонською моделью). По результатам этого анализа определить, что нужно будет изменить в нашей системе, и начать соответствующие реформы.
Эти реформы уже не смогут быть «косметическими». Они должны касаться глубинных основ нашего образования и науки. Осуществляя их, мы должны будем ответить на вопрос: чего и как нужно учить в современном мире острой конкуренции? Мы не сможем избегнуть реальной интеграции отечественной науки и образования. Через сложности с распознаванием освітньо-кваліфікаційного уровня «специалист» возникнет потребность начать эквивалентную систему второго уровня. Особенно это важно для подготовки и квалификации инженеров в условиях креативної практики, которые должны заканчиваться обязательным изобретательством и созданием новой техники. Придется принимать нелегкие решения относительно системы научных степеней кандидатов и докторов наук и принципов их присуждение.
На пути этих реформ возникнет еще много сложных проблем. Но особенность ближайшего периода в том, что избегнуть указанных преобразований уже невозможно, так как, не проводя реформ или зволікаючи с ними, наша страна будет усиливать изоляционные явления как со стороны Европы, так и со стороны России, все больше углубляя собственный общественный и экономический кризис.
Направления структурного реформирования высшего образования Украины учитывая Болонський процесс
Учитывая необратимость Болонського процесса, мы имеем сознавать, что для нашей системы высшего образования он есть очень непростым. Нам тяжелее, чем любой другой стране, которая не имеет таких глубинных традиций в области фундаментального естественного и инженерного образования, присоединиться до многих общеевропейских решений, нивелируя собственные многовековые наробки в этой области. В самый раз наше высшее образование, лишь в инженерии, воспиталась изобретателя вертолетов Игоря Сікорського, открывателей космоса Сергея Корольова и Владимира Челомея, конструктора непревзойденных авиационных двигателей Архипа Колыбель, основателя твердотільної электроники Бенціона Вула, она дала миру п'єзодвигун и высокоскоростной транспорт на магнитной подушке. И этот перечень можно долго продолжать.
Поэтому новые вызовы мы должны принять не только перенося на нашу подпочву опыт других государств, но и предлагая европейскому сообществу свои заделы, достижение, предложения, свое видение проблем. Т.е. нужно достичь гармонического объединения европейских нововведений и лучших отечественных традиций. Но мы должны откровенно признать, что за последние годы в сфере высшего образования Украины, особенно технической, накопились сложные проблемы, решение которых остается в повестке дня, даже несмотря на наличие или отсутствие таких факторов, как Болонський процесс.
Эти проблемы представляют так бы сказать некоторый мартиролога нашего высшего образования.
1.    Избыточное количество учебных направлений и специальностей, соответственно 76 и 584. Лучшие же мировые системы высшего образования имеют в 5 раз меньше.
2.    Недостаточное признание в обществе уровня “бакалавр” как квалификационного уровня, его невостребованность отечественной экономикой. Как правило, прием в вуз мы осуществляем не на бакалаврат, а на специальность.
3.    Угрожающая в массовом измерении тенденция к ухудшению качества высшего образования, которое нарастает со временем.
4.    Увеличение разрыва связей между просвещенцами и работодателями, между сферой образования и рынком работы.
5.    Неоправданная путаница в понимании уровней специалиста и магистра. С одной стороны, имеет место близость программ подготовки специалиста и магистра, их эквивалентность за освітньо-кваліфікаційним статусом, а с другого - они аккредитируются за разными уровнями, соответственно за III и IV.
6.    Мы змирилися с небрежением передовыми научными исследованиями в учебных заведениях, которые являются основой университетской подготовки. Наша система научных степеней сложная в сравнении с общеевропейской, что усложняет мобильность преподавателей и научный работников в Европе.
7.    Неадекватно к нуждам общества и рынка работы решается судьба такого распространенного звена образования, как техникумы и колледжи, это при потому, что их численность в государстве в четыре раза большая, чем ВНЗ III и IV уровней аккредитации вместе взятых.
8.    Отошла в прошлое когда-то хорошо организованная для централизованной экономики система повышения квалификации и переподготовки. Новой системы, которая удовлетворяла бы нужды рыночной экономики, в Украине не создано. Поэтому очень важный общеевропейский принцип “образование через всю жизнь” пока что в условиях нашего государства не может быть в полной мере реализованный.
9.    Университеты Украины не берут на себя роль методологических центров, новаторов, пионеров общественных преобразований, за которыми должен идти страна. Уровень автономии ВНЗ в этих вопросах значительно ниже среднеевропейского. Не выполняют роль методологических вождей учебные заведения, которые имеют статус национальных, в то время, как их количество достигло около 40% от общего количества ВНЗ III и IV уровней аккредитации.
Эти и другие препятствия ухудшают распознавание нашей системы высшего образования внешним світом, усиливают изоляционистские тенденции, ухудшают мобильность наших студентов, преподавателей и научный работников в пределах европейского образовательного пространства и рынка работы.
Уменьшить эти препятствия - означает для нас оказаться, образно говоря, на первом этаже огромного здания, которое имеет название “Европа знаний”.
“На втором этаже” на нас ждут очень серьезные структурные преобразования. Это - модернизация системы контроля качества образования, согласование двухуровневой системы с европейской моделью, введение общеевропейских кредитных зачетов и сроков обучения, введение ученого степени доктора философии.
Как определено в “Саламанському обращении” (2001 г.), качество - это основоположное условие для признания, для доверия, совместимости и привлекательности в европейском пространстве. Берлинское коммюнике (2003 г.) определяет качество образования как основу создания европейского пространства.
Для нас важными, учитывая сказанное, есть несколько положений: мониторинг качества образования должны быть полным, постоянным, прозрачным, объективным; качество и аккредитация, которые крепко связаны между собой, выдвигают перед неплохо развитой нашей системой лицензирования и аккредитации новые задачи относительно использования европейских стандартов качества, и потому наше участие в европейской сети из гарантирования качества в высшем образовании (система ENQA) обязательная уже в ближайшее время; контроль качества должен сосредоточиться не только на контроле учебного процесса, кадров, научно-методического обеспечения, материальной базы и т.п., а, в первую очередь, на контроле знаний студентов и особенно выпускников, определяя их компетентность и способность удовлетворять требования рынка работы; аккредитироваться имеют не только учебные заведения и специальности, но и отдельные образовательные программы, это то, с чем пока что мы не сталкивались; кроме внутренней оценки качества неминуемая внешняя оценка, которую поддерживает ENQA и которая предоставляет возможность оценивать учебные программы за пределами своей страны за общими критериями.
Относительно согласования двухуровневой системы, то эта проблема не была бы слишком сложной, если бы перед нашей системой образования не явилась в полном объеме проблема решения судьбы техникумов и колледжей.
Вердикт общественности и государства по этому вопросу может определиться на сечении нескольких решений, например, полностью интегрировать лучшие техникумы и колледжи в учреждения III, IV уровней аккредитации, создав им условия для предоставления освітньо-кваліфікаційного уровня “бакалавр”, сдачу же трансформировать в учреждения среднего профессионального образования для предоставления выпускникам уровня высококвалифицированных рабочих.
Ответственное решение мы имеем принять относительно освітньо-кваліфікаційного уровня “специалист”. Очевидно, пока специалисты затребованы нашей экономикой, этот уровень следует сохранять. Целесообразнее параллельно вводить за формулой 4+2 освітньо-кваліфікаційний уровень “магистр” соответствующей области. Магистр инженерии, магистр права, магистр с бизнес администрирования и прочие. Реальная же судьба уровней “специалист” и “магистр” в нашей стране решится со временем в соответствии с их востребованностью на рынке работы, который также постепенно будет интегрироваться в общеевропейский.
Аналогичный подход можно было бы применить к системе научных степеней в Украине. Согласно Берлинскому коммюнике 2003 года нам было бы удобно дополнительно к имеющейся системе “кандидата и доктора наук” ввести научную степень “доктора философии” в соответствии с международными стандартами. Для многих научный работников были бы снятые препятствия в мобильности на европейском научном и просвещенском пространстве. Традиционная же система научных степеней была бы, как и раньше, затребованная на внутреннем рынке работы к тому времени, пока судьба как первой, так и второй систем окончательно не решится в будущем.
Уже много было написано и сказано о внедрении европейской системы взаємовизнання кредитных единиц. Министерство образования и науки Украины начало эксперимент из определения особенностей кредитно-модульной системы, подобный ECTS. В ноябре 2003 года в г. Льву состоялась научно-практическая конференция, посвященная этому вопросом. Не затрагивая сути этой системы укажем, что альтернативы ее внедрению в Украине нет. Сделав это, мы снимем существенное препятствие в распознавании нашей системы высшего образования внешним світом.
При осуществлении указанных структурных преобразований важно предоставить широкие права ВНЗ в принятии европейских стандартов - полностью или частично и в определенные сроки. Это тем паче важно, что самые ВНЗ хорошо знают толк в потому, что наконец привлекательность их учреждений у абитуриентов и студентов прямо зависит от того, какой выбор сделали эти ВНЗ я как быстро они этот выбор воплощают у жизнь.
Все документы Болонського процесса и связаны с ними задачи, в первую очередь, связанные со студентами. Они являются центром, вокруг которого выстраивается вся система.
Лиссабонская конвенция и Сорбонська и Болонська декларации признали, что основной целью подписанных документов является облегчение доступа жителям каждого государства Европы и студентам учебных заведений к образовательным ресурсам и рынкам работы других стран.
Но же каким практическим чином даты возможность молодежи использовать эти права?
Здесь формулируют три необходимые и достаточные принципа, которые, к сожалению, являются наитяжелейшими для выполнения в нашем государстве. Это - мобильность членов просвещенского просторную, в первую очередь студентов; привлекательность просвещенских услуг и возможность трудоустройства.
Объединяет эти три принципа то, что они, в сущности, выходят за рамки сугубо системы образования, они - прерогатива государства, и в наших отечественных условиях они могут быть выполнены в процессе соціоекономічного интегрирование нашей страны в европейское пространство.
Мобильность - важная качественная особенность европейского просторную, она предусматривает мобильность людей между высшими учебными заведениями и между государствами.
В Украине ей мешают системные несоответствия, визовый режим, экономические характеристики нашей страны, в конце концов разность между уровнем жизни в Украине и странах ЕС. Но, когда речь идет об интернационализации образования, что является просвещенским крылом глобализации, усилие государства должны быть эксклюзивными.
Привлекательность ВНЗ для студентов - это большого веса комплексная компонента, которая включает перспективу для карьеры, которая предоставляет университет, качество и стоимость обучения, стоимость проживания, доступность бытовых услуг, наличие стипендиальных программ, уважение к европейским и мировым ценностям, отсутствие межнациональных и религиозных конфликтов, соответствие европейским просвещенским стандартам и т.п..
Трудоустройство - это третий принцип, который лежит в основе обеспечения прав молодой человека на транснациональное образование.
Болонська декларация подтвердила, что возможность устройства на работу - это основной вопрос для высших учреждений во всей Европе; это стратегическая цель, которая не имеет альтернативы. Трудоустройство - это индикатор успехов всего Болонського процесса в целом. Он настолько важный, что в дискуссиях о целесообразном сроке обучения на любом уровне участники приходили к выводу, который учиться, используя принцип “обучение через всю жизнь”, треба до тех пор, пока не найдешь работу.
Таким образом, высший просвещенский сверх европейского пространства могут занимать государства, которые полностью оказывают содействие студенческому самовыявлению, которое главным образом обеспечивается золотой триадой - мобильностью, привлекательностью, трудоустройством.
Это прерогатива, компетенция и обязанность государства перед молодежью Украины, системой украинского образования и перед европейским содружеством.
Категория: Мои статьи | Добавил: den155203 (10.09.2008)
Просмотров: 890 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сделать бесплатный сайт с uCoz