Некоторые выводы Болонський процесс - это процесс распознавания одной образовательной системы другой в европейском пространстве. Если будущее Украины связано с Европой, то нельзя в дальнейшем утверждать, что Болонський процесс имеет для нас лишь просветительное и познавательное значения. Предоставление высокой оценки национальной системе образования не должны успокаивать нас и сдерживать глубинное ее реформирование. Всемирное признание нашего образования и высокое качество обучения - это достижение предыдущей эпохи, предыдущей системы власти, предыдущего поколения. Ныне можно с сожалением констатировать, что несмотря на естественные достижения образования, которые обеспечивает новая соціополітична система (демократичность, гибкость, незаідеологізованість), в массовом измерении образование стало менее качественным, а подавляющее большинство выпускников высших учебных заведений (особенно новых) не конкурентоспособная на европейском рынке работы. Это обязывает меньше говорить о собственных достижениях, а все больше анализировать мировые и европейские тенденции реформирования образования и согласно этому напряженно и последовательно совершенствовать нашу профессиональную сферу деятельности. Вместе с тем участие системы высшего образования Украины в болонських преобразованиях должны быть направленная лишь на ее развитие и обретение новых качественных признаков, а не на потерю лучших традиций, снижение национальных стандартов ее качества. Ориентация на Болонський процесс не должны приводить к чрезмерной перестройке отечественной системы образования. Наоборот, ее залог треба глубоко осмыслить, сравнив с европейскими критериями и стандартами, и определить возможности ее усовершенствования на новом этапе. При этом эволюцию системы образования не следует отделять от других сфер общества. Она должны развиваться в гармонической взаимосвязи с обществом в целом, беря на себя роль его проводника. Модернизация системы высшего образования в Украине (Закон «О высшем образовании» и ряд нормативных актов Министерства образования и науки) имеет некоторые общие признаки с Болонським процессом (введение ступеневої системы образования), но за большинством направлений она ему не отвечает. Это связано с тем, что исходные концепции такой модернизации не были сориентированы на интегрирования национальной системы образования в Европейское пространство. Они большей мерой имели «внутренний» характер и преимущественно сводились к «приспособлению» системы высшего образования к новым внутренним реалиям. На современном этапе концепцию реформирования высшего образования нужно коренным образом пересмотреть и создать программу последовательного ее сближения с европейскому образовательным и научным пространством. Правительство Украины должно принять осознанное политическое решение, которое бы основывалось на потребности проведения указанных реформ и было бы положено в основу решительной внешней политики государства, направленной на интеграцию отечественной системы высшего образования в европейское пространство. Мы начинаем движение к Болонського процесса. На этом пути важно, чтобы нас не постигла опасность. Она в том, лишь бы наши преобразования не оказались поверхностными, косметическими и не свелись лишь к конференциям и обсуждениям. Они должны быть такими, чтобы достичь желательной цели - предоставить молодежи возможность, сотрудничая с Европой, расстроить Украину и сделать всех нас гражданами прекрасного европейского континента.