Воскресенье, 19.05.2024, 06:21
Нижегородская школа №180
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Мои статьи [110]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
    фівфів
Главная » Статьи » Мои статьи

На протяжении всей истории украинский народ не имел другого учреждения, которое бы справило большее влияние на развитие его образования, нау
На протяжении всей истории украинский народ не имел другого учреждения, которое бы справило большее влияние на развитие его образования, науки, культуры, чем Киево-Могилянская академия. В течение возрастов она была выразителем и носителем специфических черт духовности украинского народа, могущественным фактором формирования его самосознания, источником идей борьбы за родительскую веру и национальную свободу. Для украинцев она всегда буде национальной святыней, не меньшей, чем Падуя или Болонья для итальянцев, Оксфорд для англичан, Сорбонна для французов, Карловий университет для чехов, Ягеллонський для поляков.

Еще к возникновению Киево-Могилянской колеґії, со временем Академии, на землях, населенных украинцами, уже существовали школы высшего типа, основанные преимущественно домініканами и ієзуїтами. Из книги Антуана Жобера "Лютер и Могила" (Париж, 1974) узнаем, что в конце XVI ст. - в начале XVII ст. в Украине существовало около десяти таких колеґій. А генуезьці основали свою колеґію в Киеве еще столетием раньше. Все эти учреждения не могли не поднимать и не распространять среди местного населения идеи значения образования и науки в общественной жизни. Но через конфесійно-культурное отличие и отчужденность от духовных традиций жизни украинского народа эти идеи не могли здесь глубоко укорениться.

Вопреки всей их привлекательности, они служили делу окатоличивания и полонизации украинской молодежи, отторгали ее от языка, веры, обычаев, духовных и моральных традиций собственного народа, велели к потере ею национальной идентичности. Приобщение к універсалій европейской культуры осуществлялось в этих колеґіях не через органическое объединение общечеловеческого и национального, а через отторжение от отечественной основы. Для украинского народа, который боролся за свое выживание, сохранение и передачу следующим поколением своей культуры, эти школы были непригодными, поскольку велели к целиком противоположным результатам. Поэтому украинские интеллектуалы искали путей к подъему уровня собственного образования и использование ею достижений в области науки и культуры других народов.

Киево-Могилянская академия была первым высшим учебным заведением, которое отвечало запросам и нуждам духовной жизни украинского народа в период радикальных мировоззренческих и общественно-политических изменений, народно-освободительной борьбы, формирование национальной церкви и государства.

Возникновению Киево-Могилянской академии предшествовало культурно-национальное движение, которое совершалось правящими кругами Вещи Посполитої, и в условиях усиленного наступления на социальные и духовные интересы украинцев быстро набрал характерных особенностей. Сознательные граждане, светские и духовные, интеллигенция и казачество объединились к делу защиты духовных и национальных интересов Украины. Главнейшей задачам они считали воспитание граждан, достойных своей истории и ответственных за будущее отчизны. Постепенно центром жизни стал Киев. Осы чему к Киеву потянулись культурно-образовательные деятели из разных земель Украины, особенно из тех, где польсько-католицький гнет стал невыносимым.

Среди них были писатели, поэты, педагоги, переводчике, ученые, богословы, книгоиздателе, граверы, художники. Это Захария Копистянський, писатель, автор исторического произведения "Полинодія" (1622); Памва Беринга, лингвист, гравер, энциклопедист, автор “Лексикона славенороського” (1627), удостоенный в Киеве титула “архитипографа церкви Русской”; Тарасій Земка, писатель, знаток языков, редактор; Лаврентий Зизаній, автор учебников для школ, педагог, “муж словеснійша, дидаскал и вития”; Кирилл Дорофеєвич, Александр Митура, Андрей Ніколаєвич и прочие.

Просветители сплачивались вокруг типографии Киево-Печерского монастыря под покровом архимандрита Елисея Плетенецького.

Деятельность ученого кружка взыскивала заметное влияние на патриотичные чувства граждан, на их желание прислужиться общим интересам. К ним принадлежала и знатная киевлянка из шляхетського рода Волыни Галшка Гулевичівна. 15 октября 1615 г. она вписала к Киевским маґістратських книг дарственную, за которой свой дом с землей и "всеми к нему принадлежностями” дарила под фундування монастыря и школы для детей “народа православного... А чтобы тая фундація скуток свой брала, - писала Гулевичівна, - это сейчас в тот двор школу внедрила и внедряю”. Таким образом, 15 октября 1615 г. начала свою деятельность школа, которая вошла в историю как Киевская братская школа, родоначальница Киево-Могилянской академии.

Когда Галшка Гулевичівна дарила свою землю на школу и монастырь, то именно этим она поддержала Киевское братство, которое к тому времени формировалось в Киеве, но, не имея пристанища, еще не заявило о себе. Теперь Киевское братство имело свою землю, юридический адрес. Братству под его опеку и передавалась основанная Галшкою школа.

Следует подчеркнуть, что ученые Лаврского кружка также вступили к братству, которое имело незаурядный вес в становлении и развитии Киевской братской школы. За дарственной записью Гулевичівни на дарованной ею земле фундувалася не только школа, а и монастырь. Это была также традиция украинских братств: они сплачивались возле монастырей, или создавали их с целью поддержки школ, их учителів и неймущих учеников, типографий и т.п.. Таким пруд и Братский Богоявленський учительний монастырь в Киеве, история которого тесно связана с историей Киево-Могилянской академии. Первую церковь - Богоявленську с приділом Благовіщення выстроил в нем гетман Петр Конашевич Сагайдачный.

1634 г. на месте старой, деревянной церкви гетман Иван Мазепа свел новую каменную, в казацком барочном стиле. Она стала украшением всего Киева, ведущим архитектурным центром Подола. К сожалению, 1934 г. Богоявленський храм был разрушен советской властью, которая упорно боролась с традиционной духовностью украинского народа.

Большую поддержку Братска школа получила от гетмана Войска Запорожского Петра Конашевича Сагайдачного. Он был не только талантливым полководцем, но и мудрым политиком, хорошо понимал значение национального образования и воспитание. Есть данные, которые уже в Острожской школе, воспитанником которой был Сагайдачный, он интересовался делами защиты отчизны и православной религии от притеснения чужеземцев. 1620 г. гетман Сагайдачный вступает к Киевскому братству "со всем Войськом". Таким образом, Братство и школа получают могущественную защиту, а казачество становится силой, которая поддерживает общенародные интересы, в частности, позарез необходимую для становления украинской государственности образование и науку. Кроме того, как член Братства и опекун Києво-Братского училищного монастыря, Сагайдачный поддерживал их материально. А умирая в Киеве от ран, причиненных ему в Хотинській битве, Сагайдачный почти все свое имущество и деньги заповедал Киевской, а также Львовской и Луцкой школам "на науку и воспитание бакалавров ученых детям христианским за чем бы наука длиться могла вічнії и потомные времена".

Отдавая почет знаменитому гетману, непревзойденному вождю Войска Запорожского, похоронили киевляне его в воскресенье “проводную” 10 апреля 1622 г., с большим плачем Запорожского войска и всех людей православных” на земле Киевской братской школы при Богоявленській церкви. А на плите надгробной вырезали: “Здесь сложил Запорожский гетман свои кости, раненный на войне за вольності отчизны”. Спудеї школы оказали почести память своего покровителя торжественными “Стихами на жалостный погреб”, составленными совместно с ректором Касіяном Саковичем. В честь Петра Сагайдачного стоит в глубине двора деревянный крест, сведенный как дань памяти наших дней.

Традицию, положенную Петром Сагайдачным - поддерживать Киевскую братскую школу, продолжили и следующие гетманы Войска Запорожского и Украины, в частности, Иван Петрижицький, Богдан Хмельницкий, Иван Самойлович, Иван Мазепа и прочие. Б. Хмельницкий, в частности, так писал о Киевской колеґію: “Понєже несть угодно в частности то место святеє, которое предкі наши, а найпаче Петр Конашевич Сагайдачный соорудил, да память вічная будет от тех училищ братских киевских”.

Выше говорилось, что лаврские ученые вступили к братству. Таким образом, Киевская братская школа от начала получила добрых учителей. Среди них были такие известные ученые, авторы книг и учебников, как Ісайя Копинський, Захария Копистенський, Лаврентий Зизаній, Александр Митура и другие.

Следует вспомнить и первых ректоров. Должность ректора появилась с самого начала учреждения школы. Первые ее ректоры были известные своей ученостью во всем просвеченном славянском миру. В І 615-1619 рр. ректорував Иов (в мира Иван Матвеевич) Борецький, родом из села Бірча (Галиция), учился в Острожской, потом в Краковской и Замойській академиях, излагал в Львовской братской школе, был ее ректором. С его именем связанный целый период в просветительском движении Украины. Являлся горячим сторонником распространения образования среди народа. Считал, что именно от образования зависит общественный прогресс. Свою педагогическую, просветительскую, писательскую деятельность он подчинил решению главнейшей тогдашней проблемы - пробуждению национального сознания украинцев, защиты православной церкви и освобождению отчизны от иностранного гнета. С 1619 г. Борецький - настоятель Михайловского Златоверхого монастыря, в 1620 г. избранный митрополитом Киевским.

В 1619-1620 рр. ректором Киевской братской школы был Мелетий (в мира Максим) Смотрицький. Родом с с. Смотрич (Подолье), сын первого ректора Острожской школы (академии) Герасима Смотрицького. Учился в Остроге и Волынской академии. Слушал лекции в Лейпцізькому, Віттенберзькому и Нюренберзькому университетах. Имела степень доктора философии и медицины. Писатель-Полемист, автор знаменитого "Треноса" (1610) и других произведений, один из основателей филологической науки в Украине, автор "Грамматики словенской"' (1619), что была известна во всем ученом, прежде всего славянском миру.

Третьим ректором Киевской братской школы в 1621-1624 рр. был Касіян (в мира Калліст) Сакович. Походил из с. Потеличі на Галиции. Учился в Краковской и Замойській академиях. Знал много языков, владел поэтическим мастерством. Его "Стихи на жалосний нужд... Сагайдачного" является образцом поэтического искусства того времени. Известный Сакович и как автор учебников из философии для братских школ. То, что руководство школой и преподавание в ней осуществляли такие высокообразованные и талантливые люди, дает основание считать, что учебное дело в ней была на высоком уровне.

Для быстрого развития Киевской братской школы были, таким образом, благоприятные условия. Возникшая она в Киеве, где собрались интеллектуальные силы из всей Украины, имела поддержку Войска Запорожского. А еще - опыт своих предшественниц - братских школ, особенно Львовской и Луцкой, от которых позаимствовала Школьный устав, учебники и просвещенных учителей, а также - Острожской школы, этой большой и влиятельной культурной и образовательной ячейки. Острожская школа - это первая попытка создания школы высшего типа. С Острога вышло много выдающихся ученых, общественных и политических деятелей, в частности, Иван Борецький, Милетій Смотрицький, гетман Петр Сагайдачный, брать Демьян и Северин Наливайки. Первым ее ректором был Герасим Смотрицький. Одновременно он был переводчиком и вместе с первыми учеными устроителем знаменитой “Острожской библии” - первого полного издания Библии славянским языком, который вышел в мир 1581г. Ее экземпляры за честь считали иметь библиотеки Оксфорда, Риму и других стран. 1631 г. возникшая еще одна школа в Киеве, а именно - Лаврская. Основал ее архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. В сентябре 1632 г. она объединилась с Киевской братского школой. Объединенная школа достала название Братска или Киевская колеґія. Ее руководителем, протектором и опекуном стал Петр Могила.

Петр Могила ( 1596-1647) родился в семьи молдавского князя (хозяина) Симеона и венгерской княжны Маргарет. Учился в Львовской братской школе, Заморской академии и, возможно, в других зарубежных университетах. Был военным, принимал участие в битве при Хотине (1620), где, целиком возможно, лично познакомился с Сагайдачным. Со временем оставил карьеру военного и принял монашество. С 1627 г. он - архимандрит Киево-Печерской лавры, с 1632 по 1647 гг. - митрополит Киевский и Галичский.

Деятельность Могилы происходила во времена обострения социальных, национальных отношений в Украине. Горячие главы, пронимаясь народной болью и, искать волю, шли на Сечь. Умеренные, защищая свои становые интересы, уверовав в “высочество” польской культуры и католической религии, приставали к унии, провозглашенной 1596 г., или католичились.

Но все больше и больше деятелей, которые вболівали судьбой Украины, выход из положения усматривали в ее культурно-национальном возрождении. На этот путь становится и Петр Могила и до конца своей земной жизни преданно служит Украине и православию. Свои усилия он направляет на реформирование национального образования и православной церкви, на подъем сознания и достоинства народа, приобщение Украины в состав свободных европейских государств. 20 лет он руководит издательской деятельностью Лаврской типографии, редактирует и пишет украинским и церковнославянским языками книги. Возвращает захваченные униатами и реставрирует православные храмы - Софіїський собор, церковь Спаса на Бересте (где, кстати, сохраняется настенный фресковый портрет Петра Могилы, выполненный в 1643 г. греческими мастерами), Михайловскую церковь в Видубичах, церкви в Луцке, Груд”яничах и т.п.. Им была “выкопанная из тьмы подземной и открытая дневному светлую” Десятинная церковь великого князя Владимира и т.п.. Могила наладил культурные связи с Россией, Белоруссией, Молдовой и Волощиною. Помогал этим странам учеными, основывал типографии и школы. Но наибольшей заботой Могилы была Колеґія. Иван Франко отмечал: “Главное дело его жизни - учреждение Киево-Могилянской колеґії, которая должна была стать забралом православия и південноруської (т.е. украинской) национальности, пользуясь тем оружием, которым велся на них наступление со стороны врага - наукой и просвещением". Колеґія, которой опекался Петр Могила, оставалась национальной школой, грунтованной на давних культурных и образовательных традициях. В ней изучались церковнославянская и русская (книжная украинская) языка, отечественная история, студенты воспитывались в глубоком православном духу. К Колеґії принимали детей всех залогов. Но Петр Могила сумел превратить Колеґію на учреждение европейского типа. Здесь изучался курс наук, присущий для западноевропейских университетов, внедрялись достижение мировой истории, литературы, поэзии, философии. Средством к овладению высших наук был латинский язык, изучались также греческий и польский языки. Профессоров для преподавания в Колеґії Могила учил в заграничных университетах. В скором времени Колеґія уже самая готовила преподавателей, государственных деятелей, высокообразованных богословов.

Петр Могила обеспечивал преподавателей и неимущих студентов средствами для жизни и обучение, выстроил первую бурсу, новое каменное помещение под школу, которая есть и сегодня на территории Киево-Могилянской академии (известная под названием Трапезная или Святодухівська церковь). Умирая, Могила завещает Колеґії большие средства и наибольшую свою ценность - библиотеку (2131 книгу), а также - дома и дворовые места на Подоле, половину скота и інвентаря со своего хутора Нероды, хутор Позняківщину, села Гнідин, Проців и Ровно, больше 80 тыс. золотых (денежной наличностью и под учреждением), серебряная родственная посуда, своя митрополитская одежда, митру и крест, украшенный семейным драгоценными камнями и даже ткани - адамаск и камку - на одежду студентам и т.п.. И наостанок Могила "слезно" просил беречь Колеґію, как "единое его достояние" (unicum pignus meum).

В честь Петра Могилы Колеґія постоянна именоваться Киево-Могилянской колеґією (академией). Под этим названием вошла в историю.

Единое, чего не успел Могила - это добиться для Колеґії официального статуса высшей школы. Но ученики его продолжили начатую им дело. 1658 г. гетман Иван Виговський, воспитанник Колеґії, подписал с Польшей Гадяцький трактат, за которым Украина, как Княжество Русское, становилась вместе с Литвой и Польшей членом федеративной Вещи Посполитої. Ей предоставлялись широкие права, в их числе - свобода вероисповедания и статус высшей школы для Колеґії, т.е. статус Академии. Договор был ратифицирован польским сеймом в апреле 1659 г. Таким образом, Киево-Могилянская академия была первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания.

Но треба указать, что и безтитульную Колеґію современники еще с 30-х гг. XVII ст. признавали Академией. Вот лишь несколько примеров. Находясь в начале 30-х лет ХVII ст. в Киеве французский инженер и картограф Гійом Левасар де Боплан записал, а потом поместил в своей книге “Киев” такие слова: “В Киеве, на Подоле, при Братской церкви содержится университет, или Академия”. Львовский підкоморій В. М'ясковський, который в составе посольства присутствовал на встрече Б. Хмельницкого с киевлянами 1648 г. после победы под Замостям, записал в своем дневнике: “Весь народ, который вышел из города, вся бедность поздравляла его. Академия поздравляла его восклицаниями и речами как Моисея”. Еще одно свидетельство западноевропейского историка Жан Бенуа Шерера, что исследовал историю запорожского казачества. Рассказывая о захоронении Сагайдачного на территории Академии, он пишет: “Под Академией здесь следует понимать то, что мы обычно называем университетом. Киевский университет вплоть до времен Петра I был лишь один в Малоросії, так и в Великоросії. Его учреждение достигает давно прошлое времени”.

Одним из привилегий высших учебных заведений Европы в те времена было право открывать подчиненные им школы. Именно так действует Петр Могила: он открывает свои “училищні колонии”: колеґії в Кременці (1638г.) и Гощі (1639 г.), а также в Яссах (1636 г.).

В новых политических условиях, когда Украина вступила в союзные отношения с Россией, Академия при поддержке гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинського посылает к Москве своих послов во главе с ректором Йосифом Крюковським с целью получить подтверждение своего материального и правового статуса. Поворачивается ректор с царской грамотой от 26.09.1701 г., которой подтверждалась предыдущая грамота от 1694 г., т.е. - все владения Академии. А также ее статус высшего учебного заведения: “Академии их Киево-Могилянской, что вот прежнего своего основания имеет равные привелегии, как обыкновенно иные Академии во всех государствах иноземческих, право свободы иметь подтверждается”.

Киево-Могилянская академия длительное время была единым высшему общеобразовательным, всесословным учебным заведением Украины, Восточной Европы, всього православного мира. Основанная на принципах гуманизма и просвещения Академия не только учила молодежь, но и распространяла образование, знание, ее воспитаннике открывали школы, фундували библиотеки, оказывали содействие развитию культуры, искусства, литературы, музыки, театра. Академические наставники и профессора свято верили в то, что просвещенный ум взыскивает благотворное влияние на характер и поступки человека, судьбу общества.

Полный курс обучения в Киево-Могилянской академии длился 12 лет. Но учитывая то, что она была высшей школой, студенты имели право учить в ней столько, сколько желали без векового ограничения. Студентов и начальных, и средних, и старших классов (курсов) некогда не наказывали и не отчисляли за то, что они не выучили уроков, не подготовились к диспуту или вообще не могут овладеть надлежащий материал, так как причиной этому могли быть и болезни, и голод, и холод, недостаток одежды, учебников и тому подобное. Больше того, всем предоставлялась возможность при желании оставаться на второй или даже третий год в том же классе “подтверждать обучение”.

Всего в Академии было 8 так называемых ординарных классов, но количество предметов достигало до 30 и больше. В первых четырех классах Академии - фаре, інфимі, грамматике и синтаксимі, что были по сути подготовительными, изучались языка: церковнославянская, греческая, русская (украинская), латынь и польская, а также арифметика, геометрия, нотное пение и катехизис. Знание классических языков - греческой и латинской - було не только признаком просвещенного человека того времени, но и открывало ей путь к познанию античного культурного наследства и современной европейской литературы и науки. Латынь была языком научный работников, писателей, поетів, судебного дела, международного общения. Преподавание в университетах Европы велось латинским языком. Все высшие науки, начиная из поетики, в Киево-Могилянской академии также излагались латинским языком. Еще в 1649 г., иерусалимский патриарх Паісій, посетив Киевскую колеґію, писал, что она имеет учителей “высокого искусства”, которые учат благонравную молодежь “славянскому языку, как присущий и латинской, как необходимой...”.

Русская или украинская литературная (книжная) язык со временем завоевывает все большее пространство в Академии и в обществе. Ею писали произведения, стихи, научные, художественные и политические трактаты, летописи, письма, судебные акты, гетманские универсалы, укладывали проповеди и поучение.

Со временем в Академии возрастает интерес к европейским языкам. С 1738 г. к учебному курсу вводится немецкая, а с 1753 - французский язык. Из середины ХУІІІ ст. изучается русский язык, а также древнееврейская. Последняя - с целью углубленного изучения христианских первоисточников.

Известно, что начиная от Петра І ведется наступление на украинский язык, на ее уничтожение. Принимается ряд мероприятий, “дабы народ малороссийский не почитал себя отличным вот великороссийского”, в том числе законы о запрете печати (с 1720 г.), а потом - и преподавание на украинском языке. Академии сначала “рекомендуется” перейти на русский язык, а с 1784 г. - сурово запрещается читать лекции “сельским диалектом” (т.е. на украинском языке), а лишь русского и обязательно “с соблюдением выговора, который соблюдается в Великороссии”. Несмотря на мероприятия русского царизма относительно русификации Академии, как и всей Украины, украинский литературный язык, в развитие которой внесла свой вклад и Академия, в полной красоте зазвучала в произведениях И. Котляревського, Т. Шевченко и украинских поэтов и писателей.

Изучались в Академии поетика - искусство сочинять стихи, а также риторика - царица искусств, умение красиво и правильно высказывать мысль. Поетика и риторика были любимейший предметами студентов. Особенно студенты интересовались теми видами поэзии, которые имели практическое применение. Это канты и элегии, которые можно было посвятить людям с положением, провозгласить их на общественных, церковных, академических праздниках. Не менее популярными были и речи - поздравительные, приветственные, прощальные, именинные, свадебные, а также - на случай рождения или смерти, победы, судебного акта, церковного праздника и прочие. Студенты-Красноречивый человек всегда были желательными гостями на разных торжественностях, за что получали искреннюю благодарность и материальное вознаграждение.

В Академии составляются свои традиции: поэтические соревнования чтения стихов разных эпох, разными языками, в том числе и собственных, преподавателями и студентами; увенчание выразительных стихотворцев лавровыми венками с присвоением звания “лавроносного поэта” (лауреата). Ні одно академический праздник, ни одно знаменитое событие в Академии или городе не происходила без поэтов. Дни ангела ректора, префекта или профессора, дне праздников - особенно Рождества и Кулича, посещение митрополита, или других почетных гостей, выборы в студенческое общество (конґреґації), походи за город - все это було благодатной возможностью для стихосложения, для выявления молодых талантов, настоящим праздником для студентов и всех киевлян.

От О. Митури и к Г. Сковороды формируется академическая и собственная киевская поэтическая школа. Известными поэтами, которые вышли из Киево-Могилянской академии были: ректор Касіян Сакович, Черниговский архієпископ Лазарь Баранович, митрополит Тобольський Іоан Максимович, профессора Феофан Прокопович, Стефан Яворський, Георгий Кониський, хорошо известный Григорий Сковорода и прочие. На “русский грунт” привили в XVII ст. “русский стих” могилянці Єпифаній Славинецький и Симеон Полоцький, Стефан Яворський (он считается основателем русской силлабической поэзии).

Любовью к поэтическому слову, которая прививалась студентам Киевской академии, мы завдячуємо потому, что имеем сегодня бесценное “Слово о полке Игоревом”. В рукописи, сделанной из списка XVI ст., “Слово” сохранялось в библиотеке воспитанника академии Ивана (Іоіла) Биковського. Как и много других могилянців он был вызван к России, работал в Шляхетському Кадетском корпусе, со временем стал архимандритом Спасо-Ярославского монастыря и ректором Ярославской семинарии. И всюду с Биковським была его библиотека, которой он любезно разрешал пользоваться всем книголюбам. Так, “Слово" оказалось в руках доброго знакомого архимандрита обер-прокурора Синода О. Мусина-Пушкина. Дальнейшая судьба его известная.

В Киево-Могилянской академии зародился и стал профессиональным театр. В народе же особенно большой популярностью пользовались вертеп, интермедия. Студенты самые готовили интермедии, драмы, разучивали канты и песни, изготовляли все необходимое для вертепа. На ярмарках, в селах - возле церквей, на площадях, на кладбищах - студенты двигали свои действа. Слушатели и зрители с радостью и увлечением воспринимали нехитрую студенческую музу, щедро вознаграждая “тружеників науки”.

Киево-Могилянская академия была центром философской мысли в Украине. Особое место среди философов в Киево-Могилянской академии принадлежало профессорам И. Гізелю, Й. Конановичу-Горбацькому, С. Яворському, Ф. Прокоповичу. Кстати, Феофан Прокопович начал в Академии (и во всей тогдашний Русской империи), высшую математику.

Во второй половине XVIII ст. были открытые даже специальные классы чистой математики, где излагалась алгебра и геометрия, и смешанной математики, где излагалась механика, гидростатика, гидравлика, оптика, тригонометрия, астрономия, гидрография, и математическая хронология, гражданская и военная архитектура. Известным преподавателем математики был также профессор Іреней Фальковський.

Что касается архитектуры, то хотя специального архитектурного класса не было, студенты получали добрые знания из этой специальности. Примером может быть деятельность выдающегося выпускника Академии Ивана Григорьевича-Барського, киевлянина, архитектора и строительного, которому в Киеве принадлежит больше 30 сооружений. Среди них ротонда “Самсон”, церкви Николая Набережного, Покровская, Надбрамна в Кирилловском монастыре и т.п..

В Академии начинают естественные науки - астрономия, биология, минералогия, зоология и прочие, которые постепенно отделяются от философии.

Официально медицинский курс был открыт лишь в 1802 г., но естественные знания, которые давала Академия, изучение произведений Авіценни, Везалія, Бекона, Гиппократа, а также замечательное знание латыни часто были решающими в выборе пути выпускниками Академии. Они шли учиться к медицинским учреждениям Европы, а из второй половины ХVIІ ст. и к госпитальным школам России.

В Киево-Могилянской академии образование приобретали такие известные медики: основоположник акушерства, ботаники и физиотерапии Нестор Максимович Амбодик, родом с с. Веприк на Полтавщине; Иван Полетика, профессор Кельнской академии, главный врач Петербургского генерального госпиталя, родом с г. Ромны; Данил Самойлович, который довел возможность противочумной прививки, почетный член 12 зарубежных академий; основоположник русской анатомической школы - Павел Згурський; Парпура, брать Шумлянські, Барсук-Мойсеєв, Гамалія, Велланський и много других медиков-практиков, авторов учебников, медицинских словарей, составителей отечественной медицинской терминологии и т.п.. Выпускником Академии был Петр Чайка, который работал со временем штабом-врачом в Вятке (Россия) - дед знаменитого композитора П. И. Чайковского.

В Академии формировалась историческая наука. Довольно вспомнить, что летописцы Роман Ракушка Романовський (Самовидець), Самійло Величко, Григорий Грабянка учились в Академии. Их “казацкие летописи” является прообразом современных исторических работ. Писали они сознательно для грядущих поколений, так как как отмечал автор “Хроники” (1672) Феодосий Сафонович, тоже могилянець, “каждому нужна вещь о своей отчизне знать и другим спрашивающим сказать, так как своего рода не знающих людей за глупых почитают”. Киево-Могилянская академия дала и таких известных историков как Петр Симоновський, автор “Краткого описания в козацком малороссийском народ”, Василий Рубан, что выдал “Краткую летопись Малой России” с дополнением “Землеописание Малой России” (1777), Николай Бантиш-Каменский - ученый, историограф, управляющий Московского государственного архива, действительный член Общества истории и старобытностей, Максим Берлинський - археолог и историограф Киева, и много других.

В Академии студентов учили разным приемам рисования, графики и живописи. Именно здесь составляется одна из наибольших художественных и граверных школ в Украине. Выдающимися граверами Украины, которые учились в Академии, были Иван Митура, Иван Мирской, Леонтий Тарасевич, Григорий Левицький, широко известные рисунки братнин Ивана и Василия Григорьевич-Барських. Как известно, Василий Григорьевич-Барський после окончания класса риторики 23 года странствовал. Был в Египте, Ливане, Палестине, Греции, на Кипре, Кріті, Афоне, в Константинополе. Вдоль всей странствующей жизни он вел “Записки”, которые щедро иллюстрировал. Возвратив в 1747 г., был приглашенный преподавателем греческого языка к Академии, но вскоре умер и был захоронений на территории Киево-Могилянской академии.

Среди воспитанников Академии были и выдающиеся иконописцы монументальной и портретной живописи. Художественная школа Киева влияла на весь православный мир от Москвы до Балканских стран (по определению искусствоведа Павла Беленького).

Незаурядного развития в Академии достигло музыкальное искусство. Из середины XVII ст. в Академии существует хоровая школа. Хоры, академический и Братского монастыря, начисляли временами до 300 и больше мужчина. Оба оставались неизменяемыми, лучшими среди всех киевских хоров, соревнования которых происходило каждый год на Контрактовой площади Подола. Музыка органически вплеталась в академическую жизнь. Студенческий хор и оркестр обязательно приглашались на майские рекреации и летные гуляния, которые происходили на Борщагівці, Шулявці, Глибочицы, возле Кирилловского монастыря, а зимой у трапезной Братского монастыря и большой диспутній залу. Все торжественности - встреча гостей, религиозные праздники, именины ректора и профессоров, день поминания Петра Могилы, имени которого носила Академия, диспуты - все сопровождалось музыкантом и хоровым пением. Многочисленные песни и канты, созданные в Академии, шли в мир, их разносили студенты, которые отправлялись на вакации или просто просить у добрых людей милостыни. Академия дала многих профессиональных композиторов. Наиболее талантливыми среди них были Максим Березовский ( 1745-1777) и Артемий Ведель ( 1767-1808), музыка которых к настоящему времени волнует сердца.

Уникальной была книгозбірня Киевской академии, которая формировалась на протяжении двух возрастов. Заложенная она была, очевидно, еще в Братской школе. Г. Могила передал Колеґії всю свою библиотеку - 2131 книгу отечественных и зарубежных изданий. Так сложилась традиция дарить Академии книги. Библиотека пополнялась также за счет закупок, поступлений от украинских типографий. Здесь были книги издательства России, Украины, Белоруссии, Амстердама, Гамбурга, Галл, Берлина, Братіслави, Данціга, Варшавы, Лондона, Парижа. Рыма, Болоньи и других мост. Кроме печатных книг, в библиотеке сохранялись многочисленные рукописи - хроники, летописи, воспоминания, дневники, а также лекции профессоров, конспекты студентов, документы прошлых возрастов и текущая документация, значительное место занимали подписные издания.

Киево-Могилянская академия была всесословным учреждением. По уставу Академии в ней имели право учиться все желающие. Учились дети украинской аристократии, казацкой старшини, козаків, мещан, священников и крестьян. С начинанием Академии, уже не в заграничные университеты, а к Киеву направляют своих детей известные украинские семьи - Гамалії, Ґалаґани, Берли, Безбородьки, Полуботки, Горленки, Лизогуби, Ломіковські, Максимовиче, Мировичі, Марковиче, Скоропадские, Ханенки, Полетики, Танські и прочие.

Воспитанниками Киево-Могилянской академии были будущие гетманы Юрий Хмельницкий, Иван Виговський, Петр Дорошенко, Павел Тюря, Иван Брюховецький, Михаил Ханенко, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Филипп Орлик, Данил Апостол, Иван Скоропадский, приказной гетман Павел Полуботок. В Академии формировалась генерация казацких старшин, кадры ведущего украинского слоя, в их числе - писаря, обозные, судьи, есаулы, полковники, сотники, военные канцеляристы, бунчуковые товарищи, а также - юристы, дипломаты, переводчике и т.п.. Это были просвещены державці, светские деятели, значение и роль которых поднялись особенно во времена гетьманування Ивана Мазепы.

Киево-Могилянская академия дала немало просвещенных иерархов - епископов, митрополитов, архимандритов, духовных писателей. Среди них были и те, которые своей праведной жизням, духовностью, высоким христианским благочестием, чистосердечностью, просветительскими делами заслуживали на признание их по смерти Святыми Православной церкви. Это Дмитрий (Туптало), митрополит Ростовский ( 1651-1709), Иван (Максимович), митрополит Тобольський ( 1651-1715); Иннокентий (Кульчицький), єпископ Иркутский (1680/ 1682-1731), Іоасаф (Горленко), єпископ Белгородский ( 1705-1754); Феодосий (Углицький), архієпископ Черниговский ( 30-те гг. XVII ст.-1696); Паїсій (Величковський), архимандрит Ніамського монастыря (І 722-1794); Петр (Могила) митрополит Киевский ( 1596-1647).

Киево-Могилянская академия была первым высшим учебным заведением и длительное время единому для всей Восточной православной Европы. Уже в 40-х гг. XVII ст. в Академии учится молодежь из разных городов России, даже с таких, как Чебоксары, Царицин, Тобольск, Арзамас и других. Среди россиян, которые закончили Академию в XVII ст., были: Порфирий Зеркальников, который выполнял дипломатические доверенности царя во время Освободительной войны, потом сотрудничал с Е. Славинецьким в Москве; Каріон Истомин, автор первого иллюстрированного русского “Букваря” и “Малой грамматики”; Конон Зотов, известный военный деятель, автор первой русской книги из техники корабельного управления; Б. Шереметьев, сподвижник Петра І, фельдмаршал и прочие. Их отношение к Киево-Могилянской академии высказал П. Зеркальников, который, отъезжая к Москве, подарил свой дом Академии “в ознаменовании любви своей, за восприятие премудрости на том месте праздником Киевомогилянском”.

В первой половине XVIII ст. в Академии учились такие известные со временем деятели русской науки и культуры, как К. Щепін ( 1728-1770), первый русский доктор медицины, кстати, умер в Киеве, куда прибыл добровольно помогать киевлянам в борьбе с чумой; Андрей Денисов ( 1664-1730), основоположник русского документального источниковедения и палеографии; Михаил Ломоносов ( 1711-1765), который пришел к Киеву в 1734 г., будучи студентом Слов'яно-греко-латинської академии. І хотя его пребывание в Киеве было недлинным, но, несомненно, послужило развития его таланта будущего ученого.

Немало украинцев, воспитанников Киевской академии, стали известными государственными деятелями России. Это А. Завадовський ( 1739-1812) из села Красновичі на Черниго
Категория: Мои статьи | Добавил: den155203 (10.09.2008)
Просмотров: 1614 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сделать бесплатный сайт с uCoz