Четверг, 16.05.2024, 13:17
Нижегородская школа №180
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Мои статьи [110]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
    фівфів
Главная » Статьи » Мои статьи

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры
   Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры является преемницей Украинской академии искусства, основанной 18 декабря 1917 года по инициативе передовой украинской интеллигенции за поддержки Центрального Совета, который возглавлял М.С.Грушевский.
     Основной целью новообразованной академии было пестование художественной школы на грунті развития традиций национальной культуры. Осуществление такой актуальной, давно овеянной мечтой идеи, стало делом государственного веса. С учреждением академии для украинских художников появилась возможность получать высшее образование не вне границ Украины, а на своей Родине. Тогда были заложены основы формирования и развития новейшей отечественной педагогики в области изобразительного искусства.
     К преподаванию пригласили ведущих мастеров, основателей академии Г.Бойчука, М.Жука, В.Кричевського, Ф.Кричевського, А.Маневича, О.Мурашка, Г.Нарбута. Первыми ректорами были Ф.Кричевський и Г.Нарбут.
     Новое учебное заведение с небольшим профессорским слогом, немногочисленным контингентом студентов и ограниченным количеством специальных дисциплин (живопись и графика) определенной мерой был подобен к зарубежным свободным академиям. Первые года его функционирования были крайне затруднені: гражданская война и иностранная интервенция; отсутствие собственного постоянного помещения, найнеобхіднішого оборудования; потеря профессоров (1919 года вбит О.Мурашка, 1920 - умер Г.Нарбут, оставил Киев М.Бурачек, выехал за границу А.Маневич).
     Впрочем, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, академия выполнила одно из главных задач - начала основы высшей художественной школы в Украине. За короткое время Г.Нарбутом была воспитанная плеяда графиков, которые, продолжая традиции учителя, сделали значительный взнос у формирование национального стиля книжной графики. В это время определились основы школы монументальной живописи Г.Бойчука. Здесь он начал осуществлять свою мечту об организации коллективного творчества по образцу цеховых объединений.
     1922 года академия была реорганизована в Институт пластических искусств, который 1924 года объединили с Украинским архитектурным институтом (основанным в 1918 году) и назвали новообразовавшееся учреждение Киевским художественным институтом. Начался новый этап в развитии учебного заведения, связанный с ректорством теоретика искусства И.Врони. Институт достал возможность широко развернуть образовательную деятельность. По состоянию на 1 октября 1928 года в нем училось свыше 800 студентов под руководством 103 педагогов и вспомогательного персонала.
     По-новому была определена структура учебного заведения, направленную главным образом на подготовку художников "для гармонического формирования окружающей среды, быта, производства". Так, на живописном факультете, кроме отделений станкового и монументального искусства, открылось новое - теа-кіно-фото. На скульптурном факультете рядом с монументальной и станковой скульптурой осваивались касательные к этой профессии - художественная обработка дерева и керамика. С учетом нужд книгопечатания осуществлялось всестороннее изучение графических техник на полиграфическом факультете, где воспитывались будущие художники-полиграфисты. Отдельное место посев художественно-педагогический факультет, на котором приобретали подготовку художники-педагоги и так называемые художники-політосвітники для клубной работы.
     Функциональная переориентация художественной специальности обусловила переориентацию и методов обучения. Особое внимание начали уделять преподаванию цикла формально-технических дисциплин (так называемый фортех), т.е. выполнению студентами специальных задач из рисунка, цвета, объема и просторную. Важное значение имели практические занятия в мастерских целевого и технического назначения, например, фрески, мозаики, темперы и т.п. на живописном факультете, а также изучение технологии материалов.
     Для осуществления широкомасштабных планов было сформировано соответствующий педагогический коллектив, к которому входили: Г.Бойчук, брать В. и Ф. Кричевські, А.Богомазов, В.Касіян, Л.Крамаренко, Б.Кратко, В.Меллер, С. Налепинська-Бойчук, И.Севера, А.Таран, П.Альошин, О.Вербицький, С.Колотов и прочие. Из России было приглашено М.Гельмана, П.Голуб'ятникова, Г.Зейберліха, В.Пальмовая, И.Плещинського, Б.Сакуліна, В.Татліна, М.Тряскіна, А.Усачова.
     За короткое время Киевский художественный институт посев одно из ведущих мест среди художественных учебных заведений бывшего СССР. Но в конце 1920-х - в начале 1930-х лет с ним случилась неутешительная судьба. Междоусобная борьба за гегемонию в искусстве, личные распри, усиление идеологического прессинга свели на нет все достижения. Профессура начала оставлять институт. 1930 года был закрыт полиграфический факультет и ряд отделений. Тогда же уволено из должности ректора И.Врону и проведена новая реорганизация согласно пролеткультівської идеологии. Учебное заведение было названо Киевским институтом пролетарской художественной культуры и перепрофільовано специализацию за такими факультетами: художественно-пропагандистский; художественного оформления пролетарского быта; скульптурного оформления социалистических городов; коммунистического художественного воспитания. Из учебных планов изымалось много дисциплин, важных для развития профессиональных привычек.
     1934 года снова осуществлена коренная реформа, после которой уже Всеукраинский художественный институт, а из конца І 930-х лет - Киевский государственный художественный институт, возвратил к академическим методам образования. Вследствие реорганизации приоритет было предоставлено станковым формам. В зв"язку с этим переукомлектовано и педагогический слог. К преподавательской работе были привлечены художники и архитекторы, которые опирались на упроченные традиционные методы и формы, в частности П.Волокидін, П.Альошин, Г.Вербицький, В.Заболотний, В.Риков, Ф.Кричевський, К.Трохименко, О.Шовкуненко и бывшие выпускники института. Они были воспитаны преимущественно на началах реалистической школы конца XIX - начала XX ст. и имели опыт в создании сюжетной картины.
     Методическую помощь Киевскому институту предоставляла основанная 1933 года Всероссийская академия искусств (с 1974 года - Национальная Академия изобразительного искусства и архитектуры СССР). Станковізм на длительное время стал основанием методики обучения, которое состояло в тщательном штудировании натуры средствами рисунка и живописи и последовательном осложнении упражнений с целью подготовки студента к выполнению сюжетно-тематической композиции в той или той области изобразительного искусства. На основе традиционной методики, которая обеспечивает высокий профессионализм на эмпирическом уровне творчества, воспиталось не одно поколение украинских художников.
     Впрочем, при определенном постоянстве академических программ, которые производились и утверждались Академией искусств СССР, в процессе обучения вносились определенные коррективы и изменения. Они определялись притоком новых педагогических кадров, эстетичными веяниями, которые противоречили консервативным основам звульгаризованого в свое время понятия реализма.
     Несмотря на коренные изменения в преподавательском слоге, стычки и нездоровые отношения между отдельными преподавателями, представителями партийных и советских органов власти не утихали. Репрессии 1937 года стоили жизни ряда выдающихся деятелей искусства. Прежде всего это касается школы Г.Бойчука, которая была уничтожена как морально, так и физически.
     Под эгидой Всероссийской академии искусств была осуществлена жесткая централизация в художественном образовании, в частности унификацию учебных программ. К этому прибавлялся идеологический прессинг.
     И вопреки всем деструктивным явлениям, которыми оборачивалась каждая очередная идеологическая кампания, идея национальной школы оставалась живучей. Она в значительной мере поддерживалась авторитетом Ф.Кричевського. В предвоенные года он выпустил немалое количество студентов, которые со временем заняли весомое место в украинской художественной культуре.
     Вдоль второй половины 1930-х лет формировались крепкие основания академического вишколення, традиции которого и до сих пор лежат в основе педагогической системы. Начатые выдающимися мастерами, они сохранились и в годы военного тяжелый времени, когда институт находился в эвакуации, и служили крепкой основой для воспитания не одного поколения художников в дальнейшие времена. Так, в первые послевоенные десятилетия были осуществлены выпуски художников, творчество которых заметно укрепило позиции реалистической школы, заложенные в 30-те года. В этом заслуга тогдашних руководителей малярных мастерских: жанровой и портретной живописи - О.Шовкуненка, історико-батального - К.Трохименка, монументально-декоративного - А.Петрицького, пейзажного - Г.Світлицького, И.Штільмана), монументальной скульптуры - Г.Лысенко, станковой скульптуры - М.Гельмана, графических искусств - В.Касіяна и таких опытных педагогов, как М.Вронський, С.Григорьев, В.Забашта, К.Єлева, В.Костецький, Г.Меліхов, О.Олейник, О.Пащенко, А. Пламеницький, И.Плещинський, , В.Пузирков, М.Хмелько, М.Шаронов, Т.Яблонська.
     Немало дипломных работ тех лет стали настоящим достоянием украинского искусства.
     Из числа найздібніших воспитанников института начали комплектовать преподавательский слог, который стало доброй традицией. Так обеспечивалась наследственность в применении педагогических методов и вместе с тем ее обновление свежими силами.
     В послевоенные года институт существенно расширился, в частности увеличилось количество структурных подразделов. Так, 1948 года был восстановлен графический факультет с мастерскими книжной, станковой графики, политического плаката. Факультет создавался на базе мастерской графических искусств, начатой 1945 года при живописном факультете. В 1958 году основан художественно-педагогический факультет, а в следующему - факультет теории и истории искусства. Расширился и живописный факультет: 1965 года при нем открыто мастерской монументального и театрально-декорационного искусства, а со временем - отделение технологии и реставрации живописи. Значительно увеличилось количество студентов на архитектурном факультете.
     Получение Украиной независимости обусловило активный процесс возрождение национальных культурных традиций, перестройки высшего образования.
     В декабре 1992 года по случаю 75-річчя учебного заведения ему было повернуто первоначальное название - Украинская академия искусства. С 1997 года она, согласно Постановлению Кабинета Министров Украины, постоянна называться Академией изобразительного искусства и архитектуры.
     Формирование национальной системы подготовки кадров, в частности художественных, непосредственно касается и Академии изобразительного искусства и архитектуры (из сентября 2000 года - Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Обобщая опыт преподавания профессиональных дисциплин и учитывая современные мировые достижения организации обучения, деятельность преподавательского слога учебного заведения направляется на переосмысление учебных планов и учебных программ, создание соответствующей научно-методической базы для организации учебно-воспитательного процесса. Суть учебного процесса заключается в формировании у воспитанников творческого мышления, высокой профессиональной культуры, национального самосознания, гуманизма, почтительного отношения к культурным достояниям своего народа и народов мира.
     Основными структурными подразделами учебного заведения на сегодня есть факультеты - архитектуры; изобразительного искусства; теории и истории искусств /последний - с дневной и заочной формами обучения/; отделение - живописи; графики; скульптуры; театрально-декорационного искусства; реставрации произведений искусства; графического дизайна; организации и управление развитием художественной культуры; кафедры - рисунка; живописи и композиции; скульптуры; графических искусств; техники и реставрации произведений искусства; архитектурного проектирования; архитектурных конструкций; истории и теории архитектуры и синтеза искусств; теории и истории искусства; культуры и социально-гуманитарных дисциплин; иностранных языков; физического воспитания; аспирантура и асистентура-стажировка; навчально-допоміжні подразделы - библиотека, научно-методический художественный музей, учебно-методические лаборатории пластической анатомии и рисунка, живописи и композиции, графических искусств, скульптуры, техники и реставрации произведений искусства, культуры и социально-гуманитарных дисциплин, теории и истории искусства, теории и истории архитектуры и синтеза искусств, компьютерной видеографики; учебная типография; учебная мастерская шовкодруку; проблемная научно-исследовательская лаборатория истории украинского искусства и архитектуры и т.п..
     Ведущим принципом воспитания художников в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры было и остается учение по специальности в индивидуальных навчально-творчих мастерских, которые входят в слог выпускающих кафедр. Руководство мастерскими осуществляют выдающиеся художники-педагоги. Переход студентов к мастерским происходит после второго курса.
     Навчально-творчі мастерские живописи возглавляют: народный художник Украины, академик, профессор В.И.Гурін; заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко, профессор Ф.Г.Гуменюк; заслуженный деятель искусств Украины, профессор О.В.Кожеков; народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, академик, профессор ОБ.М Лопухов; народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, академик, профессор М.А.Стороженко; народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Т.Г.Шевченко, академик, профессор В.В.Шаталін.
     Мастерскими театрально-декорационного искусств руководят народный художник Украины, академик, профессор Д.Д.Лидер и доцент А.Г.Кириченко; заслуженный деятель искусств Украины, доцент О.И.Бурлін; мастерской из подготовки художников кино и телевидение - старший преподаватель Р.С.Адамович.
     В мастерских кафедры живописи и композиции работают: народный художник Украины, академик, профессор Т.Г.Голембієвська; профессора, заслуженные деятели искусств Украины - В.И.Баринова, О.Д.Басанець, Л.И.Вітковський, В.Г.Виродова и прочие.
     На кафедре графики навчально-творчі мастерские возглавляют: мастерской свободной графики - ректор НАОМА, народный художник Украины, профессор А.В.Чебикін и заслуженный деятель искусств Украины, профессор М.И.Компанець; мастерской книжной графики - заслуженный деятель искусств Украины, профессор В.Я.Чебаник и заслуженный деятель искусств Украины, профессор Г.1.Галинська; мастерскую графического дизайна - заслуженный деятель искусств Украины, профессор В.К.Шостя.
     Мастерские из реставрации, консервации и хранение произведений искусства возглавляют специалисты высокого профессионального уровня, художники-реставраторы, доценты М.Ф.Титов и О.И.Мінжулін.
     Навчально-творчими мастерскими кафедры скульптуры, руководят мастера пластики: народный художник Украины, академик, профессор В.А.Чепелик и заслуженный деятель искусств Украины, профессор В.В.Швецов. На кафедре излагает народный художник СССР, академик, профессор В.З.Бородай.
     Подготовка специалистов на кафедре архитектурного проектирования, которое ее возглавляет кандидат архитектуры, доцент А.Г.Давыдов осуществляется также в системе навчально-творчих мастерских, к руководству которыми привлеченные известные зодчие и народный архитектор Украины, профессор И.П.Скважина; кандидат архитектуры, профессор Л.П.Скорик; заслуженный работник культуры Украины, кандидат архитектуры, профессор Л.В.Прибєга; профессор Г.Ф.Добровольська; кандидат архитектуры, доцент Д.И. Антонюк.
     На формировании мировоззрения и профессионального уровня архитекторов-художников существенно обозначается научный и творческий потенциал кафедры теории и истории архитектуры и синтеза искусств, кафедры архитектурных конструкций, в частности педагогическая деятельность таких ученых, как заслуженный архитектор, доктор архитектуры, профессор З.В.Мойсеєнко; заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор А.С.Дехтяр; доктор технических наук, профессор М.И.Яковлєв, доктор архитектуры, профессор В.Ф.Макухін и прочие.
     Важную роль в подготовке специалистов всех специальностей сыграет общеакадемическая кафедра рисунка. Многолетний педагогический опыт художников-профессоров, народных художников Украины П.О.Басанця, С.П.Подерв"янського, заслуженных деятелей искусств Украины Ю.И.Бондаренко, В.П.Бистрякова, Ю.И.Химича, Ю.М.Ятченка и других преподавателей обобщенный в научно-методических наработках кафедры и является достоянием украинской художественной школы.
     Кафедра теории и истории искусства направляет свою деятельность не только на подготовку искусствоведов, а и обеспечивает преподавание истории отечественного и зарубежного искусства на всех факультетах академии. Здесь работают знаемые в Украине и за ее пределами искусствоведы - заслуженный деятель искусств Украины, доктор искусствоведения, академик, профессор Л.С.Міляєва; заслуженные деятели искусств Украины, кандидаты искусствоведения, профессора Ю.В.Белічко и М.О.Криволапов, кандидат искусствоведения, профессор Г.В.Заварова и прочие.
Формирование духовного мировоззрения будущих художников через освоение гуманитарных, социально-экономических, исторических знаний обеспечивает общеакадемическая кафедра культуры и социально-гуманитарных дисциплин. Возглавляет ее опытный педагог - заслуженный работник образования Украины, кандидат философских наук, профессор М.Я.Михайлюк.
     С целью подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в области изобразительного искусства и архитектуры и пополнение преподавательского слога творчески одаренной молодежью в академии последними годами сформировалась целостная система аспирантуры и асистентури-стажування.
     Успехи в подготовке художественных и научно-педагогических кадров зависят не только от квалификации педагогов, научно-методических достижений кафедр, а и определенной мерой определяются деятельностью других подразделов академии, в частности библиотеки, научно-методического музея, проблемной научно-исследовательской лаборатории истории украинского искусства и архитектуры. Результаты исследовательских и научно-методических работ по вопросам художественного образования, истории изобразительного искусства, теории и истории архитектуры, реставрации пам"яток истории и культуры публикуются в академическом ежегодном издании "Украинская академия искусства: Исследовательские и научно-методические работы".
     Академия наладила широкие международные связи с высшими художественными школами разных стран мира. На международной арене она считается престижной, такой, что обеспечивает высокопрофессиональный военная подготовка. Преподаватели академии нередко проходят стажировку за границей, принимают участие в конференциях и симпозиумах. Достойно репрезентуют свое учебное заведение на зарубежных выставках и студенты. В академии учится немалый контингент зарубежных граждан.
     Итак, исторические достижения и современный залог педагогики столичного художественного высшего учебного заведения подтверждают, что по всем параметрам деятельности он целиком отвечает статусу академии и є высшим учебным заведением ІУ уровня аккредитации. Вообще количество студентов составляет близко 800 лиц. На 12 кафедрах академии работают свыше 160 педагогов. Из них 47 докторов наук и профессоров, 40 кандидатов наук и доцентов; 59 преподавателя имеют государственные почетные звания, в том числе - 14 народных художников Украины, 1 народный архитектор Украины. В составе преподавателей - 23 академика и члены-корреспонденты Академии искусств Украины и Украинской академии архитектуры, 11 лауреатов Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.
     В связи с выдающимися достижениями в учебной и научной деятельности, подготовке художественных и педагогичных-научно-педагогических кадров, большой организаторской ролью в разработке важных направлений подготовки специалистов в области изобразительного искусства и архитектуры Указом Президента Украины от 11 сентября 2000 года Академия изобразительного искусства и архитектуры как выдающаяся художественная ячейка в мире удостоена статусу национального учебного заведения.
   
Категория: Мои статьи | Добавил: den155203 (10.09.2008)
Просмотров: 2305 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2 Анютка  
0
очень интересно

1 Игорек  
0
найс

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сделать бесплатный сайт с uCoz