Среда, 08.05.2024, 06:37
Нижегородская школа №180
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Мои статьи [110]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
    фівфів
Главная » Статьи » Мои статьи

ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ


Известный за пределами Крыма непревзойденный демагог, мастер підкилимних политических игрищ и не знаем в научном миру доктор исторических наук, диссертацию которого и по сей день безуспешно разыскивают научные следопыты по всему СНГ, в интервью газете «Сегодня» накануне 50-річчя вхождения Крымской области в состав Украины с присущим ему апломбом и «научной эрудицией» указал: «...украинского этнического центра в Крыму нет - отсутствуют исторические корны». «По-видимому, так же думает и крымская власть, - стараясь не замечать национальных потребностей 500 тысяч украинцев», - целиком справедливо делают замечание авторы статьи О. Кажурін и С. Долинчук. (Сегодня, 20.02 2004, № 39).

Итак, наверное, есть необходимость в том, лишь бы не только творцу геополитических разломов и «научному эрудиту» в докторской мантии, но и широкой массе напомнить о древних украинских исторических корнях на крымской земле. Имеем также ответить на болевой вопрос, чему же от этих корней не проросли мощные ростки и чему едва прозябает и чахнет это украинское деревце в уже независимом государстве.

Общеизвестно, что в любом государстве главной задачам образования является подготовка не только высокопрофессиональных специалистов для разных областей хозяйства, но и воспитание патриотов своей страны. Ведь лишь человек, который досконально овладел свою специальность, надлежащим образом оцененный обществом, любит свою землю, ценит и уважает родной язык, культуру и историю, может не только заботиться о благосостоянии и благополучии своей семьи, но и опекаться интересами государства.

В большинстве развитых стран мира члены правительства давно осознали, что ведущими основами патриотичного воспитания есть государственный язык, приобщение молодого поколения к национальным традициям, глубокое знание культуры своего народа, истории страны и края. На стороже этих державотворчих факторов стоят конституция, высшее законодательство и армия чиновников. Нарушение или посягательство на них любым учреждением или отдельным лицом считается преступлением, а нарушитель то ли злоумышленник притягивается к уголовной ответственности. К сожалению, даже на 16-му годе независимости Украины безнаказанными остаются не только обидные для украинского народа заявления и сепаратистские действия не только средних граждан, но многих политиков и даже «государственных мужів».

Известные украинские писатели-брать Капрановими после избирательных гонок 2004 - 2005 гг. провели изучение зависимости политических вкусов населения разных регионов Украины от численности библиотек, т.е. от уровня осведомленности граждан. За государственные политические силы преимущественно голосовали там, где люди имели доступ к книгозбірень, где были больше проинформированы об истории страны, прошлое своего народа.

Если проанализировать политическую ориентацию граждан Украины в зависимости от уровня функционирования в регионах государственного языка и наличия україномовних школ и качества преподавания истории страны, то корреляция между этими показателями будет стопроцентная. То, что во время последних президентских и парламентских выборов в восточных и южных областях Украины и в Крыму к антиукраинским и сепаратистским действиям массово привлекалась молодежь (ученике школ, профессиональных училищ и студенчество), является убедительным доказательством отсутствия патриотичного воспитания в современных школах и ВНЗ. Итак проблема патриотичного воспитания во всех учебных заведениях является первоочередной предпосылкой обеспечения национальной безопасности государства. Ее решение и определяет будущее Украины.

Но или можно воспитаться патриотов своей страны без использования государственного языка и без наличия патриотичного учительства и професорсько-викладацьких кадров. Печальный опыт Крыма и восточных регионов Украины свидетельствует, что проблему патриотичного воспитания подрастающего поколения нужно немедленно начинать решать как через расширение функционирования государственного языка в учебном процессе, так через формирование национально сознательного корпуса самых наставников. Ведь не случайно выдающийся строитель немецкого государства Бисмарк создал ее не опираясь на мощную армию, а за содействие когорты патриотически настроенного учительства.

Коммунистическая идеология и советская система образования были направлены на то, лишь бы подрастающее поколение во всех союзных республиках лишить исторической памяти, воспитавшись его на витворених мифах. Молодежь сознательно отлучали от родного языка, национального культуры, силком навязывали и вводили на 1/6 земного шара «единый язык межнационального общения». Именно об этом принудительном гегемонизме «большого и могучего» на территориях Русской империи еще во времена царизма сказал наш гениальный Тарас Шевченко: «на всех языках все молчит, так как благоденствует».

В деле зросійщення Украины большевистские вожди и советская власть, как правонаступниця тоталитарной Русской империи, не были первопроходцами. Они лишь успешно продолжили то, что вдоль трех столетий принудительно внедряли на нашей земле сверхдержава Романовых и их царедворцы.

Если на материковой Украине, как во времена царизма, так и в советские пор, украинский язык еще хотя как-то убереглась и прозябала, завдячуючи незнищенному крестьянству, то в полиэтническом Крыме зросійщення охватило все слоя населения. В значительной мере оно затронуло и земледельцев полуострова. Положение украинского крестьянства (оно всегда составляло земледельческий скелет Крыма), во все времена было тягчайшим.

Не случайно главный доклад на Первом конгрессе украинцев Крыма, посвященная анализу преступной імперсько-радянської политики относительно украинского населения полуострова, имела название: «Украинцы Крыма: трагическое прошлое и горькое настоящее». В ней сделан исчерпывающий анализ проблемной жизни почти одномиллионного украинского населения Крыма вдоль последних трех столетий.

Коммуна-Шовинистическая пропаганда в последние десятилетия вытворила миф о том, что украинцы в «исконно русском Крыму» появились лишь после того, как «украинский националист» Никита Хрущов подарил в 1954 году полуостров Украине. Указанную мифологему продолжают эксплуатировать не только шумливые гурьбы агрессивных крымских платных манифестантов, но и безответственные и малообразованные депутаты ВР автономии и, как не досадно, даже отдельные думские деятели. Именно эта имперская выдумка введена в сепаратистские программы многих антиукраинских партий и общественных организаций, которые совершают неистовое сопротивление становлению україномовної образования на территориях Крыма, сияют межнациональную вражду и вызывают напругу в обществе.

Укажем, что украинский этнос в Крыму присутствующий с давних времен. Знание истории этого вопроса имеет непосредственное отношение к внедрению и решению современной проблемы україномовної образования в Крыму. Властные структуры как в Киеве, так и Симферополе и Севастополе, должны осознать, что Украина в Крыму расстраивается не на пустом месте, не на обломках чужих государств, а на собственном древнем историческом фундаменте.

Известный крымский историк профессор Петр Гарчев, изучая историю Крыма, приходил к выводу, которые найдревніші аборигены Крыма - тавры, имели много общего с коренным населением северного, восточного побережья Чорномор'я, восточного Приазовья и той части Кубани, которая граничила с Керченским протоком (Боспором Киммерийским).

За свидетельствами античных историков, крымские тавры разговаривали тем самым языком, что и жители указанных регионов. Петр Гарчев подчеркивал: «Способ строения жилья, крепости и стиль разрисовывать дома, геометрический врезанный орнамент на керамической посуде, особенности погребения покойников на протяжении нескольких тысячелетий были одинаковые в тавров и население нижних течений Днестра, Южного Буга, Днепра, Северского Донца, Понизовье Дона, Кубани. Это было этнически родственное население с высокой хліборобсько-скотарською и ремесленной культурой, унаследованной от «трипольцев».

«С ІХ ст. н.э., - говорил профессор Петр Гарчев, - византийские ученые все чаще называют тавров - «тавроскіфами»-«скифами», одновременно и «русами». Известный византийский историк Х столетие Дьякон сам был участником войны киевского князя Святослава с войсками русо-тавров. Он отмечает, что тавры «тавроскіфи» и возглавляемые Святославом руси из Киевщины есть одним народом. Современные археологи и антропологи даже на основании ограниченного антропо-археологического материала делают вывод о принадлежности тавров к європеоїдної расе. Археологическая экспедиция АН СССР 1945 года во главе с профессором П. М. Шольцем, которая после депортации крымских татар должна была довести древность російськості Крыма, вынуждена была признать, что в характере городов и жителей Крыма скифской, т.е. таврської пор, а также в посуде, деревянной резьбе, орнаменте, скульптуре, настенной живописи мы находим много общих черт с древнейшими памятками славянской культуры, с русским и украинским искусством. Что же было первичным в этом искусстве, мы хорошо знаем. Ведь экспозиции в известном петербургском Русском художественном музее начинают из произведений выдающихся украинских художников.

Антропологическая идентичность царя пізньоскіфської государства Скілура и его сына Палака (ІІ ст. к н.э.) (это удостоверяют изображение на мраморных плитах Неаполя-Скифского, найденные в 1827 году) со славянским населением Приднепровья есть еще одним доказательством генетической родственности тавров, скифов и русичів (украинцев). Она четко проявилась и в пор существования Киевской Движении.

Продолжительные походы жен киевских князей к Византии, осада Херсонеса и других крымских городов-полисов также убедительно доказывают, что за спиной воинов из Приднепровье на территориях крымского предгорья и степи оставалось не вражеское настроенное население. Наверное, именно через указанную родственность с жителями Приднепровья местное население довольно толерантно относилось к киевским княжеским женам, не совершало им сопротивления и не прибегало к партизанским действиям, когда они брали в осаду Херсонес и осуществляли походы к Боспору и Византии. Говоря о генетической родственности населения Киевской Движении и жителей древнего Крыма, имеем помнить о соглашениях киевских князей с Византией относительно своих геополитических интересов на полуострове. Очевидно не случайным было обращение топарха (управляющего) Тавриды в декабре - секущие 962 - 963 гг. о защите от кочевников-хазаров.

В обращении подчеркивалось, что местные жители Крыма за обычаями и бытом ничем не отличались от жителей страны, где правит северный князь Святослав.

Дьякон, рассказывая о выступлении князя Игоря после быстрого похода на Византию в 941 году, отмечает, что княжеские войска пошли к Боспору Киммерийского, родины русичів. Известно, что границы этого княжества распространялись на Тамань и часть Керченского півострова. С 988 года после победы над Херсонесом князь Владимир официально присоединяет кримсько-кубанскую Тмутаракань к Киевскому княжеству. В составе Киевской Движении Тмутараканське княжество находилось вдоль нескольких столетий. Оно было уничтожено лишь в ХІІІ столетии после нашествия к Крыму и Кубани ордынцев. Таврські следы, как свидетельствуют письменные источники, прослеживаются не только в Тмутараканському княжестве (ХII), но и в княжестве Феодоро на Мангупі (конец XIV - начало XV столетий).

Украинцы как этнос не исчезают из этнической карты Крыма и после завоевания полуострова золотоординцями и в пор существования Крымского ханства. Не только имперские, советские, но и современные отечественные историки обходят молчанкой весьма ценные для науки свидетельства турецкого путешественника Евлія Челебі. Он посещал Крым во время правления Бохадир Гірея І (1637 - 1641 гг.) и Мехмед Гірея ІV (1641 - 1644 и 1654 - 1666 гг.). Путешественник вдоль 1666 года по просьбе хана осуществил географическое описание Крыма. Исследователь постоянно сопровождал хана и турецкие войска во время общих походов не только по Украине, но и по странам Восточной Европы.

Говоря о военной мощи Крымского ханства, Евлія Челебі отмечает: «На Крымском полуострове начисляется тысяча шестьсот сел и шесть тысяч отар, или усадеб. Эти села поставляют сто двадцать шесть тысяч воинов. Тем не менее на войну идет лишь сорок тысяч. По желанию хана к войску могут взять даже восемьдесят тысяч татарских воинов». «В Крыму находится, - продолжает путешественник, - около 400 тысяч плененных козаків, столько же их жен и триста тысяч так называемых «конія», или юношей и девушек казацких. Вдобавок, живет там еще двадцать тысяч «гяуров» греческих, армянских и иудейских.

Через огромную численность ясыря казацкого ханы не забирают на войну все свое войско. Берут они лишь 80 тысяч, уверяя, что больше сил не имеют. С этим войском выступают они у походы, чтобы отомщать «гяурам» всех стран и табунами гонят оттуда детей, которых доставляют на Крымский полуостров, а потом продают в разные края».

Лишь бы не сложилось впечатление об овечьей покорности сотен тысяч украинских невольников, напомним об условиях, в которых их удерживали. Об этом удостоверяет сам Евлія Челебі: «По горам, садам и полям ныне ходят шестикратно о ста тысяч неверных плененных со скованными руками и ногами, но каким-то чудом ни один из этих шестисот тысяч неверных казаков убежать с півострова Крымского не могут. Поскольку тогда, когда почти все крымские воины вместе с ханом на войну выезжают, то вместо них все жены нагаїв и бадираків крымских, которые есть в Крыму, садятся на коней, приделывают к поясам сабли, перекидают через плечо сагайдаки и вместе с казаками виїздять в сады, горы и поля, а также земледельческой работой занимаются. Когда же мужчины поворачиваются, то видят уже урожай собранным. Поэтому й соглашаются жители Крыма платить несправедливую дань за невольника, хотя это является грубым бесправием, которое пусть убережет Аллах». Напомним, что, кроме вооруженных женщин, во время военных походов закованных в кандалы невольников предохраняла еще 40-тысячная армия, которая оставалась на полуострове, перекопский земляной вал и могущественная крепость на Перекопе и непроходимый Сиваш и безводные безжизненные северокрымские степи.

Указанная информация турецкого путешественника кое-что опровергает утверждение весьма чтимого мной выдающегося историка крымскотатарского народа, профессора В. Возгріна об отсутствии рабской работы и рабской зависимости в Крыму в последние века истории ханства.

Достоверность статистических свидетельств Евлія Челебі относительно численности украинских невольников (козаків) в Крымском ханстве не подлежит сомнению. Ведь, как свидетельствует сам исследователь, за каждого невольника в государственную (ханскую) казну владелец платил дань, и этот показатель строго контролировался соответствующими ханскими службами. Не вызывает сомнений и тот факт, который к категории «козаків» в Крымском ханстве привлекали и потомков клеймо-скифов и русичів Тмутараканського княжества, которые в течение нескольких столетий не все были уничтожены или ассимилированные разными завоевателями. Существование в Крымском ханстве христианских храмов свидетельствует о мощном пласте не только греческой, но и украинской религиозной культуры. Бесспорно, что именно эти культовые ячейки и были оберегами духовной культуры, языка и хотя какого-то национального образования.

Положение украинской людности на полуострове не улучшилось с завоеванием Крыма Русской империей. Изменились лишь одни угнетатели на другие. Хорошо апробированные на материковой Украине методы зросійщення, царские сановники перенесли и к Крыму. Если в переписях населения еще как-то выделяли украинцев из общей массы россиян, называя их малоросами, то в Крыму их вдоль существование Русской и більшовицько-советской империй превратили в «русских», а потом в «русскоязычное население».

Главной задачам всех переписей для местных чиновников стали потуги трансформации крымских украинцев в «истинно русских» и «русскоязычных».

За всю историю пребывания Крыма в составе Русской империи на полуострове не было ни одной украинской школы, хотя там жило несколько сотен тысяч украинцев. Если в Украине под влиянием революции 1905 года и завдячуючи фракции украинских патриотов в Думе началось движение за создание в сельской местности украинских школ, то в Крыму дело эта властью так и не поднималась.

Статистические данные и архивные материалы убедительно удостоверяют, что даже в пор национального пробуждения всех окраин Русской империи, которая приходится на первое десятилетие ХХ столетие, в Крыму не было ни одной украинской школы, а за грамотностью в Таврийской губернии украинцы занимали 12-то место среди 15 национальностей, на 1-2 ступеньки опережая турок и татар и на три - цыган. На 100 украинцев грамотной была лишь 31 человек. В то же время как среди россиян их было почти 42 процента, а эстонцев, немцев и евреев - соответственно 74, 68 и 65 процентов. В начале 1913 года в Таврийской губернии начислялось 1779 школ, из них в Євпаторійському уезде - 119, Перекопскому - 129, Симферопольскому - 150, Ялтинському - 111, Феодосийскому - 170 школ.

Февральская революция 1917 года коренным образом изменила политическую ситуацию по всей стране и разбудила общественная и национальная жизни. Ее отголоски распространился на Крым, главным образом на Севастополь, где базировался Черноморский флот и подавляющее большинство военных частей. И флот, и армия в Крыму были укомплектованы преимущественно крестьянскими ребятами из украинских губерний. Выдающийся исследователь истории Крыма в ХХ столетии, профессор Владимир Сергійчук отмечает: «Сознавая важность подъема национального сознания для успешного распространения украинского движения, воина, выходце из Украины, решили немедленно начать открытие национальных школ, библиотек, читален, а также выдавать газеты «Наша степь». Локомотивом украинского национального возрождения в Крыму стал Черноморский флот. Он, за признанием тогдашнего командующего адмирала Колчака, на 90 процентов состоял из украинцев. Огромный удельный вес украинцев был и во всех военных частях, дислоцированных в Крыму. Украинские организации в Севастополе наладили тесные связи с Центральным Советом в Киеве. «Это сотрудничество украинского военного комитета Черноморского флота, - отмечает профессор Владимир Сергійчук, - углубила процессы украинизации». И уже 12 октября 1917 года все боевые корабли и порты Черноморского флота вывесили желто-голубые знамена, просигналив: «Пусть живое свободная Украина».

Вдоль 1918 года украинское национальное движение в Крыму развивался и ширился. Украинцы стали активнее заявлять о себе во всех сферах общественной и политической жизни полуострова. Национальным делом из конца лета 1918 года постоянна опекаться Краевой Украинский Совет, избранный съездом. Одним из задач крымского украинства съезд определил необходимость издания украинских газет, развертывание культурно-просветительской работы среди населения и организацию україномовних детских садочків и школ, читален и книгозбірень.

Тем не менее широкомасштабным планам Краевого Украинского Совета Крыма в околице возрождения национальной, духовной, культурной и образовательной жизни не судилось сбыться.

Политическая нестабильность на полуострове, перманентное изменение власти, кровавое гражданская война на полуострове и установление тоталитарного большевистского режима уничтожили первые ростки украинского национального возрождения. Багаточисельне украинское население Крыма было лишено возможности развивать национальное шкільництво, поскольку государственным языком на полуострове (из мая 1921 г. Крымскую АССР включено в состав Российской Федерации) был провозглашен русский язык. Заигрывая с крымскими татарами, удельный вес которых среди нацменшин была высочайшей (13%), вторым государственным языком признавалась еще и крымскотатарская. Лишь бы завуалировать численное преимущество украинцев на полуострове над россиянами, к статическим материалам приобщается графа, которая интегрировала славянские народы, не выделяя ни один из них. Этот показатель оказался настолько важным, что экстренная перепись населения 1921 года, когда в Украине и России еще бурлила гражданская война, проводился под орудою партийного руководства и всесильных органов ВЧК. Ленінсько-чекістський перепись населения в Крыму обеспечил заказанные Кремлем результаты. Россиян, украинцев и белорусов в Крыму оказалось 51,5 процента. Истинно известно, что белорусов на территориях Крыма было не больше 1 процента. Сколько же начислялось тогда отдельно россиян и украинцев и по сей день это известно. Лишь бы существовала безусловно к тому времени хотя какое-то преимущество численности россиян над украинцами, то этим бы показателем ловкие кремлевские вожди обязательно бы воспользовались. Искусственное создание «исконно русского» Крыма еще было впереди.

Перепись населения 1921 года в Крыму зігнорував присутствие украинцев в Крыму и разрешил начать уничтожение проявлений украинства на территориях полуострова. Официальная советская статистика тех времен, которая подпадала под втаємничений чекистский гриф, удостоверяет, что до 1928 года в так называемой опереточной КАРСР не было открыто ни одной украинской школы. В то же время как планом развития образования на 1925 - 1926 учебный год предполагалось иметь 359 татарских школ, 289 - русских, 131 - немецкую, 11 греческих, 10 армянских, 5 еврейских, 3 болгарских, 2 караимских.

В первые десятилетия большевистская власть старалась не замечать присутствия огромного количества украинского этноса в Крыму. Это разрешало фальшувати доминирование в КАРСР россиян и упрощало взаимоотношения с Украиной, где к тому времени как в партийном руководстве, так и в просвещенской сфере було немало патриотичных людей.

Этнической статистикой тогдашние проводники Крыма, которые были послушным орудием Кремля, хорошо владели.

Согласно переписи 1897 года, в Таврийской губернии, в состав которой, кроме Крымского півострова, входило еще несколько уездов материковой Украины (Мелітопольський, Бердянский и Днепровский), украинцев начислялось 611 121 лицо (42,2%), а россиян 404 463 (27,9%). Украинское население в то время доминировало также в Євпаторійському уезде (13 345 лиц). Почти 50 процентов оно составляло в Перекопском уезде (11 316 лиц). Свыше 13 тысяч украинцы зафиксированы в Феодосийском уезде, в Севастополе 7 тысяч и свыше 2 тысячи в Ялтинському уезде. Всего на территориях Крыма жило в то время почти 64 тысячи украинцев.

Указанные статистические данные относительно украинского населения весьма

сфальшивленные. Это убедительно довел авторитетный исследователь истории Крыма профессор Владимир Сергійчук. «Такое игнорирование украинцев от времени переписей на полуострове, - указывает научный работник, - признавала крымская большевистская власть». Красные комиссары подвергли жесткой критике статистические погрешности «Памятной книги Таврической губернии 1889 года» и «Списка населенных мест Российской империи Таврической губернии 1865 года». «По мнению критиков, в этом осознанном фальшуванні в полной мере выражалась политика великодержавного шовинизма бывшей царской империи, которая старалась стереть национальные грани украинского народа». Всех украинцев в городах, особенно выходцев из южных и восточных регионов Украины, как правило, записывали великороссами.

Глубокий и всесторонний анализ этнической палитры Крыма накануне Первой мировой войны разрешил выдающемуся географу Степану Рудницькому сделать вывод: «Основная масса этнографической мозаики Крыма ныне, без сомнения, украинская. На 1915 год оцениваю количество украинцев на 65 процентов, великороссов - на 12 процентов».

Несмотря на огромные потери населения в года гражданской войны, ужасный красный террор и голодомор 1921 - 1922 гг., украинское население на полуострове, по официальным данным переписи 1926 года, составляло 77 123.

Найчисельніші украинские общины, за переписью 1926 года, были в Керченскому (12 294 лица) и Євпаторійському районах (10 601 лиц). В Симферопольском районе сравнительно с 1897 годом численность украинцев уменьшилась почти в 10 раз. В Джанкойському районе украинцами себя признали лишь 1433 лица. Если верить этой большевистской переписи, то в 1926 году уже не было ни одного украинца ни в Феодосийскому, ни в районах Ялты и Севастополе.

Приведенные статистические данные, безусловно, не віддзеркалюють настоящую этническую ситуацию на полуострове. К украинцам властные статистики отнесли лишь тех, кого царская и советская власть еще не были в состоянии ассимилировать. Это были преимущественно сельские жители, компактных украинских поселений. В крымских городах, городках и на Південнобережжі уровень ассимиляции украинцев был значительно масштабнішим и інтенсивнішим. Итак украинское население, опасаясь преследований, идентифицировало себя «русскими».


Категория: Мои статьи | Добавил: den155203 (10.09.2008)
Просмотров: 639 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сделать бесплатный сайт с uCoz